Иванова Светлана Вениаминовна, Директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Минобрнауки России, главный редактор научных журналов «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика», доктор философских наук, профессор

Иванова Светлана Вениаминовна, Директор ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Минобрнауки России, главный редактор научных журналов «Ценности и смыслы», «Отечественная и зарубежная педагогика», доктор философских наук, профессор


Работа с молодежью является необходимым условием развития общества, поддержания государственности, стабильности и развития страны

Множество публикаций посвящено проектной деятельности в образовании. Неудивительно, что в большинстве из них имеется специфический подход – проектирование, проектная деятельность рассматривается, в основном, применительно к деятельности обучающихся, молодежи. Учитывая серьезное и поступательное развитие проекта «Моя страна – моя Россия», в настоящее время важно вести речь о потенциальных возможностях проектного подхода в работе с молодежью в системе образования в целом, то есть наступил момент перемены взгляда на объект и субъект проектной работы.

Лексическое значение слова проектирование означает «процесс создания проекта - прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. Наряду с традиционными видами (архитектурно-строительными, машиностроительными, технологическими и др.) начали складываться самостоятельные направления: проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций, экологическое, социальное, инженерно- психологическое, генетическое и др.». Обратим внимание, что главным словом в определении является процесс, и это общее определение в целом не противоречит сути того явления в образовании и молодежной политике, которое называется большинством авторов проектной деятельностью. Однако непротиворечивость и достаточность такого взгляда на проблему – вещи разные.

Рассмотрим потенциал проектного подхода к проблеме проектирования в образовании и работе с молодежью. В такой логике термину проект находится подобающее место, это слово - корень проектирования в прямом и переносном смысле. Обратим внимание на толкование термина в Энциклопедическом словаре: «Проект - (от лат. projectus - букв. - брошенный вперед), 1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия. 2) Предварительный текст какого-либо документа. 3) Замысел, план». Или вот еще: «Проект – план или программа действий, способ организации усилий по осуществлению намеченных целей и задач, а также институциональная форма для воплощения определенного замысла.

Толкование слова проект проясняет термин проектирование и заставляет задуматься о весьма значительном потенциале проектного метода в работе с молодежью и специфике его применения в данной области, как и в целом – в образовании. Это сложная управленческая и методическая задача.

В современном социуме, когда ослабли корневые идентификационные связи с семьей, родом, этносом, родной культурой, работа с молодежью является необходимым условием развития общества, поддержания государственности, стабильности и развития страны. Это важнейшая социальная функция системы образования.

Весьма существенно, чтобы проектирование работы с молодежью и собственно проектная деятельность молодежи предварялись масштабным анализом ситуации на основе социологических исследований, изучения картины в разрезе регионов и в целом по стране, оценки ожиданий и настроений населения. Лишь затем идет этап постановки целей и задач, необходимых на конкретном этапе, и планируется (проектируется, прогнозируется) результат, разрабатываются механизмы реализации и достижения результата.

Впрочем, нет смысла углубляться в алгоритмы проектной работы, которые известны и применимы для проектирования в любом виде социальной деятельности. Важно этими методами, проектным подходом владеть как инструментом решения государственных задач и обучать этому методу молодежь. Тогда будет взаимное движение навстречу друг другу: молодежи будут предложены реальные, необходимые обществу, конкретному региону, городу, селу задачи и проблемы, а молодежь, предложив свои проекты, почувствует себя востребованной, решающей социальные задачи и, следовательно, занимающейся построением будущего. Это само по себе отвечает психолого-возрастным особенностям молодежного контингента. Проектные технологии, относящиеся к разряду soft power, имеют большие перспективы использования в области образования и работы с молодежью. Опыт работы с проектными технологиями в молодежной среде говорит о необходимости обучения всех участников этих процессов и преодолении сложностей перехода от административных рычагов к технологии soft-power – мягкого влияния на людей, чем собственно и является проектная работа.

В ходе обучения проектной деятельности особую роль следует отвести: постановке конкретных целей, видению различий целей государственной политики и целей проекта, ориентации на определенную «среду», различению стратегических задач и тактических вопросов, определению периода реализации проекта. Обязательным является обучение умению представить проекты общественности и взаимодействию с общественными организациями по вопросам реализации, контроля и доведения результатов до людей, знаниям технологий работы со СМИ, использованию положительных результатов проекта в общественно-политическом поле. Необходимая часть обучения – это психологические тренинги, касающиеся:

а) формирования мотивации работать с людьми в режиме «мягких технологий»;

б) готовности работать с любой аудиторией по содержательной (проектной) тематике;

в) создания «имиджа» проекта, соответствующего современным взглядам и ожиданиям.

Эффективное управление проектной деятельностью заключается не только в создании интересного проекта, но и в умении предложить эффективные механизмы внедрения, в оказании помощи по созданию, выявлению и распространению позитивного проектного опыта молодежи.

Социальная задача проектной деятельности – получить конкретный результат по проекту, дать образец подхода и механизм реализации, привлечь внимание к проблеме, дать импульс к ее решению.

Проектная деятельность в области образования и работы с молодежью чрезвычайно важна, потому что она:

• регулирует сферу личных интересов и мотивирует молодежь;

• поддерживает государственную политику в целом и экономическое развитие страны через формирование кадрового потенциала;

• направлена на развитие социальной инфраструктуры, улучшение реального качества жизни людей.

На стратегическое проектирование и собственно проектную деятельность стоит обратить особое внимание в любой сфере человеческой деятельности и особенно – в молодежной среде в силу вышеназванных причин. Наличие модели и способов действий при проектировании делает проектную деятельность эффективной, а также позволяет впоследствии определить источники эффективности, использовать полученный опыт, повторить и развить его. Отсутствие проекта – это отсутствие и целей, и задач, и механизма, и результатов, и неясность в резонансах. Правильно поставить цель, пойти верным путем и достичь этой цели, то есть сконструировать успешный проект – это творчество и высокий профессионализм проектантов. Но это и кропотливая работа, обкатка материалов на обсуждениях с коллегами и на фокусгруппах, точное «попадание» в ту среду, где именно этот проект востребован. Такое практико-ориентированное обучение проектной работе молодежи обязательно даст (и дает в настоящее время!) прекрасные результаты, среди основных - это ощущение молодыми людьми значимости своих идей, мотивация на достижение высокого социального результата, личная социализация и овладение необходимыми в будущей профессиональной жизни компетенциями.

Оправданность проектного подхода в нашей стране продемонстрирована реализацией национальных проектов, в том числе в сфере образования. Однако особо нужно отметить созданный и реализованный с помощью проектного метода ориентированный на молодежь такой перспективный проект, как осуществляющийся более десяти лет Всероссийский конкурс молодежных авторских проектов, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна – моя Россия».

При осуществлении проектной деятельности надо понимать, что гуманитарная составляющая – человеческий фактор, вопросы идеологии, идентичности, религиозные, нравственные аспекты, правосознание и отношение к праву – возобладает и изменит в ту или иную сторону планируемые результаты. И у молодежи, создающей и реализующей реальные проекты, формируется такое важное для современного изменяющегося глобального мира понимание.

 

Возврат к списку